Исторические документьi
Письма А. Ф. Львова Д. И. Аблову и письмо А. Ф. Голицына А.Ф. Львову. 20 ноября 1841—27 февраля 1851 г.; 5 писем; с нотным приложением гимна «Боже, Царя храни» к письму А. Ф. Львова от 4 апреля 1845 г. Автографы. КР РИИИ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 14. 11 л.
- Письмо А. Ф. Львова Дмитрию Ивановичу Аблову от 20 ноября 1841 года. Санкт-Петербург; л. 1–2.
- 2. Письмо А. Ф. Львова Дмитрию Ивановичу Аблову от 4 апреля 1845 года. Санкт-Петербург; л. 3–3 об.
Приложение к письму: автограф гимна «Боже, царя храни» А. Ф. Львова для вокального квартета и инструментального ансамбля; Moderato ma con fuoco; F-dur; ¢; л. 9–10.
Инципит: «Боже, Царя храни».
Исполнительский состав:
Вокальные партии — сопрано I, II, контральто, бас; запись в скрипичных и басовом ключах.
Инструментальные партии — fl, cl, vl I, II, b.
Над нотным текстом на л. 9 к указанию темпа Львов добавил комментарий: «Moderato, ma con fuoco (или по-русски: не скоро да здорово)». Слева от первой вокальной партитурной строки даны уточнения, касающиеся тембров голосов: «высокий женский голос», «средний женский голос», «низкий женский голос», «мужской, бас». Слева от второй инструментальной партитурной строки Львов указал состав инструментов: «флейта», «кларнет», «скрыпка 1», «скрыпка 2», «виолончель или к: бас» [контрабас].
В нижней части этого же листа имеется запись, сделанная Д. И. Абловым: «Старого товарища по университету и по службе Алексея Федоровича Львова 25 лет спустя по отправке моей, просил я прислать мне гимн сей его сочинения для маленькой музыки моей, и он без замедления выслал мне по почте сии ноты, им самим писанные, полученные мною 20-го апреля 1845 года. Хвала и честь ему! Как сочинителю сей молитвы за царя русского, за которую поднесен ему от Берлинского музыкального общества диплом на звание гимна оного. Хвала! Доброму товарищу и истинному христианину, что, не увлекаясь придворным блеском и почетным званием генерала при особе его императорского величества, он остался неизменен в дружбе к человеку, удалившемуся к занятиям деревенским, к человеку без связей и значительного достояния, короче сказать, к человеку ни на что ему не нужному. Да послужит листок сей наметчиком, что в настоящем веке хотя вообще таковые примеры редки, но в нашем царстве Русском всегда были и ныне есть добрые люди. Да будет благословенно имя
Господне вовеки».
Нотный текст гимна, отправленный Львовым Аблову в ответ на его просьбу, был предназначен для домашнего музицирования. В письме (л. 3 об.) композитор выразил пожелания к исполнению гимна семейством Аблова, предостерегая исполнителей от излишних «нежностей» и «слабостей» и рекомендуя петь «с силой» и «с огнем». «Исполняя желание твое, любезнейший Дмитрий Иванович, посылаю тебе “Боже, царя храни”, написанный на квартет, тут и голоса, ежели вы вздумаете все вместе воспеть молитву за царя! Только смотрите, никаких нежностей и слабостей не надо, — русские должны петь песнь царскую с силою, с огнем — прямо, — нечего стыдиться! (л. 3). Одно только окончание, начиная от такты, означенной знаком [графическое изображение знака], и до конца должно играть и петь с постепенным уменьшением силы и до piano; прочее все резко и сильно. Вот тебе нотация, ну, с Богом пойте, играйте, и я буду отсюда радоваться, что приистекшее из души моей будет исполняться в кругу семьи любезного товарища».
- Письмо А. Ф. Львова Дмитрию Ивановичу Аблову от 22 февраля 1846 года; без указания места написания; л. 4.
- Письмо А. Ф. Львова Дмитрию Ивановичу Аблову от 17 февраля 1851 года; Санкт-Петербург; л.6–7 об.
- Письмо [князя Александра Федоровича Голицына; копия с подписью Голицына] А. Ф. Львову от 3 апреля 1847 года; без указания места написания; с припиской А. Ф. Львова от 4 апреля 1847 года; л. 8–8 об.
Размеры: 25 х 20 (л. 1–2); 26,5 х 21 (л.3–3а); 25,5 х 21 (л. 4–5); 27,5 х 21 (л. 6–7); 26,5 х 21 (л. 8); 32 х 26 (л. 9–10).
На л. 5 об. два фрагмента печати красного сургуча. На л. 8 об. бумажная наклейка (2,5 х 7,5) с машинописным текстом: «Львов А. Ф. Композитор /1799–1871/ № 2437».
На л. 1, 3, 8 в верхнем левом углу печатка с бесцветным тиснением в виде овала с императорской короной над литерами «Н I» и надписью «Петербург. бум. фабрика».
На л. 1 в нижнем поле штамп «Гос. ак. филармония. Музык. Музей. О. III. № 1310». Рядом справа штамп «Государственный Научно-Исслед. Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 6137».
На л. 2 об. в правом верхнем углу штамп «Архив Придворного оркестра № 2419». В левом нижнем углу ныне действующий штамп «Российский институт истории искусств. Кабинет рукописей. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 14. Л. 1–2».
На л. 3 в правом верхнем углу штамп «Гос. ак. филармония. Музык. Музей. О. III. № 1311». Слева от него штамп «Государственный Научно-Исслед. Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 6138».
На л. 3а об. в правом верхнем углу штамп «Архив Придворного оркестра № 2418а». В левом нижнем углу ныне действующий штамп «Российский институт истории искусств. Кабинет рукописей. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 14. Л. 3–3а».
На л. 4 в правом верхнем углу штамп «Гос. ак. филармония. Музык. Музей. О. III. № 1312». Слева от него штамп «Государственный Научно-Исслед. Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 6138».
На л. 5 об. в правом верхнем углу штамп «Архив Придворного оркестра № 2421». В левом нижнем углу ныне действующий штамп «Российский институт истории искусств. Кабинет рукописей. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 14. Л. 4–5».
На л. 6 в верхнем поле по центру штамп «Государственный Научно-Исслед. Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 6138».
На л. 7 об. в правом нижнем углу штамп «Архив Придворного оркестра № 2420». Под ним ныне действующий штамп «Российский институт истории искусств. Кабинет рукописей. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 14. Л. 6–7». Рядом слева штамп «Гос. ак. филармония. Музык. Музей. О. III. № 1313».
На л. 8 в правом верхнем углу штамп «Архив Придворного оркестра № 2437».
На л. 8 об. В левом нижнем углу штамп «Гос. ак. филармония. Музык. Музей. О. III. № 2713». Рядом справа штамп «Государственный Научно-Исслед. Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 6292». В правом нижнем углу ныне действующий штамп «Российский институт истории искусств. Кабинет рукописей. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 14. Л. 8».
На л. 9 в правом поле штамп «Гос. Муз. Научно-Исслед. Институт. Историографический Кабинет Инв. № 4895». Под ним штамп «Гос. ак. филармония. Музык. Музей. О. III. № 1188».
На л. 10 об. в правом верхнем углу штамп «Архив Придворного оркестра № 2418 в». В правом нижнем углу ныне действующий штамп «Российский институт истории искусств. Кабинет рукописей. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 14. Л. 9–10».
Сохранность: Бумага пожелтевшая, имеет сгибы и заломы, характерные для почтовой корреспонденции. По четырем углам каждого листа имеются многочисленные проколы от кнопок. Л. 1–2 надорваны по сгибу верхнего края. Л. 8 имеет крестообразный надрыв по всей длине и ширине. На л. 8 об. следы реставрации: тканевые заплатки по верхнему и правому краю листа.