Гимн А.Ф. Львова «Боже, царя храни!» в культурной и политической жизни Императорской России

 

Предисловие

Концепция исследовательской части проекта «Гимн А. Ф. Львова “Боже, царя храни” в культурной и политической жизни императорской России» сформировалась на основе материалов, хранящихся в Кабинете рукописей Российского института истории искусств. Среди них: многочисленные нотные рукописи и издания, документы, касающиеся истории функционирования государственного гимна в армии, автографы Львова и лиц, причастных к развитию сюжета о стилевой специфике российского гимна, о сохранении его аутентичного «образа» и многое другое. К истории гимна «Боже, царя храни» исследователи неоднократно обращались1, но в поле их зрения гимн Львова в документах РИИИ так и не попал. Поэтому одной из первых необходимо было решать проблему атрибуции архивных материалов, разработать схему их кодикологического и текстологического описания.

В разделе «Кодикологическое и текстологическое описание материалов к проекту «Гимн А. Ф. Львова “Боже, царя храни”» (Г. В. Копытова, Н. А. Огаркова) представлен кодикологический и текстологический анализ материалов одиннадцати единиц хранения из фондов РИИИ, выполненный по единой схеме описания. Этот раздел исследования дает пользователю полное представление о техническом состоянии материалов, степени их сохранности, датировке, авторстве, содержании, об исполнительском составе тех или иных версий гимна и др.

Также авторским коллективом на основе архивных материалов и привлеченных дополнительных источников решались актуальные исследовательские проблемы функционирования гимна «Боже, царя храни» в истории музыкальной культуры России



 1 Среди известных работ на данную тему см., например: Рамазанова Н. В. А. С. Пушкин и А. Ф. Львов. К истории создания «Народного гимна» // Нева.  2011. № 2. С. 214–219; Музычук Т. Ф. Два российских народных гимна в отечественных нотных изданиях // Нотные издания в музыкальной жизни России: Российские нотные издания  XVIII — начала ХХ в.: Сб. источниковедческих трудов. Вып. 2. СПб., 2007. С. 41–122; Левашев  Е. М., Тетерина Н. И. Вариации на тему «Боже, царя храни»: К истории музыкальных и поэтических видоизменений гимна Российской империи // Келдышевские чтения-2005. Множественность научных концепций в музыкознании. К 60-летию Е. М. Левашева. М., 2009. С. 263–280. 

1

XIX —  начала XX века, форм и способов его политизации в различные периоды эпохи и др.

 В исследовании представлены разделы, посвященные истории создания, социокультурной жизни национальных (негосударственных) гимнов — предшественников гимна «Боже, царя храни».  Центральный акцент в статье «”Гром победы раздавайся” Г. Р. Державина — О. А. Козловского» (Н. А. Огаркова) сделан на анализе нотной рукописи (КР РИИИ. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 1308.Л. 79–82), который дает возможность  приблизиться к реконструкции среды бытования популярного полонеза в культурной и политической жизни России. В аналогичном исследовательском ракурсе выполнена статья «Российские гимны до 1834 года» (Н. А. Рыжкова), где рассматривается гимн «Коль славен» М. М. Хераскова — Д. С. Бортнянского, история его создания, роль в церемониальной жизни двора и системе государственной власти, исполнительская практика, бытование этого гимна в Германии и Пруссии. Акцентируется автором внимание и на представленных в данном проекте нотных источниках  (КР РИИИ. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 887. Л. 4–7).

Гимну А. Ф. Львова «Боже, царя храни» посвящено несколько разделов исследовательского проекта. В статье «А. Ф. Львов. Создание гимна, премьера, аналитика, рецепция» (Н. А. Рыжкова) гимн «Боже, царя храни» представлен в различных ракурсах — от истории его создания к функционированию в контексте культурной и политической жизни России, в концертной практике и др. Анализируются нотные рукописи и издания  гимна (КР РИИИ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 2; КР РИИИ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 13; КР РИИИ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 14; КР РИИИ. Ф. 35. Оп. 1. Ед. хр. 57; КР  РИИИ. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 1251).

В статье «”Народный гимн” в контексте политической истории России» (А. А. Михайлов) гимн А. Ф. Львова рассматривается в политическом контексте эпохи, начиная с царствования императора Николая I, до правления Николая II и Февральской революции. Особое внимание уделено анализу роли гимна в церемониальной жизни империи,  в армии (в воинских парадах и ритуалах, во время военных действий), в моменты разного рода политических событий.

В разделе «Комиссия по улучшению музыкального дела в армии и флоте и Комиссия по рассмотрению народного гимна (обзор материалов)» (Г. В. Копытова) представлен подробный анализ деятельности Комиссии, созданной по указу императора в 1909 году и призванной навести порядок в делах армии и флота. Статья написана в жанре хроники с использованием многочисленных источников, но с акцентом на материалах Комиссии, хранящихся в фондах КР РИИИ (КР РИИИ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 17

2

КР РИИИ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 19; КР РИИИ. Ф. 26. Оп. 1. Ед. хр. 41; КР РИИИ. Ф. 35. Оп. 1. Ед. хр. 57; КР РИИИ. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 887).

 

Авторы исследовательской части проекта «Гимн А. Ф. Львова “Боже, царя храни!” в культурной и политической жизни императорской России»:

Н. А. Огаркова — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург),

А. А. Михайлов — доктор исторических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института (Военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ (Москва),

Н. А. Рыжкова — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва).

Г. В. Копытова — заведующая Кабинетом рукописей Российского института истории искусств (Санкт-Петербург),

Главный редактор:   Н. А. Огаркова — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург).

3